дети

Ребенку важна самооценка?


Не многие уделяют внимание самооценке ребенка, как важной движущей силе в развитии личности и формировании здорового члена общества. Что же мы как родители, учителя, можем сделать, чтобы повысилась самооценка у ребенка? Следует выделить несколько сфер воздействия.

Предоставление возможности самостоятельного выбора, похвала.


Каждый раз, когда мы даем ребенку возможность выбирать, когда мы признаем его чувства, уверенность и самооценка ребенка растет. Ответ напрашивается сам собой: нужно хвалить одобрять, подбадривать…. Но на самом деле не все так просто! Бывает так, что похвала, сказанная с самыми наилучшими намерениями, вызывает неожиданную реакцию. Например: Ребенок подошел к маме с рисунком и спросил: - Это хорошо? Мама сказала: - Какие красивые рисунки. Ребенок опять спросил:- Это хорошо? Мама воскликнула:- Хорошо?! Это же просто замечательно… фантастика! Ребенок сказал: - Тебе не понравилось. Чем больше мама использовала восхитительных слов, тем хуже у нее получалось…. Маме трудно было понять, почему ребенок так реагирует, на ее слова.Что же не так? Дело в том, что некоторые слова, такие как: фантастика, прекрасно, замечательно… и т.д. Вызывают у ребенка дискомфорт. Полезная похвала должна состоять из двух частей:
1.Взрослый с одобрением описывает, то, что он видит, слышит, чувствует.
2.После услышанного ребенок в состоянии оценить себя сам.
Представим ситуацию: 4-х летний ребенок пришел домой из детского сада, и показывает рисунок, на котором нарисовано, точнее накарябано карандашом, и спрашивает:- Это хорошо? Мама сказала: - Ну,… я вижу круг… круг… еще круг, завитушка…завитушка, еще завитушка… точка, точка, точка… точка, черточка и еще черточка! Да - а! - воскликнул ребенок. Мама спросила: - И как тебе удалось додуматься до такого? Ребенок немного помолчал…: - Потому что я – Художник! Сказал вдруг.

Взрослый описывает, а ребенок сам оценивает себя.

Попробуйте сделать упражнение на классическом примере: ваш маленький ребенок впервые сам оделся. В надежде, что Вы его заметите он встал перед вами. Подумайте, как Вы могли бы похвалить его оценочными словами (бесполезной похвалой). А теперь посмотрите на картину в своем воображении и опишите, что Вы видите, начиная со слов: - Я вижу…. После подумайте, что же Вы чувствуете там, на картине? Вы удивляетесь: Как же это ему удалось сделать? Или думаете: О, теперь у меня будет чуть больше времени на другие дела. А теперь представьте, что ваш ребенок мог бы подумать, или сказать. Что выражено на его лице? Еще одна ситуация. Ваш ребенок пригласил вас на школьное представление, где он будет играть роль короля, королевы, или ведьмы, (выберите на ваше усмотрение). После окончания спектакля юный актер, т.е. ваш ребенок, подходит и задает вопрос: - Тебе понравилось? Какова Ваша реакция? Отбросьте бесполезную похвалу, ведь она не дает ребенку ни уверенности, ни продвижения. И попробуйте описать в деталях то, что вы видели, что вы чувствовали, и как бы отреагировал на это ребенок. (Что бы было легче представить реакцию ребенка, представьте на этом месте себя в том же возрасте). Возможно, теперь Вам легче представить себе, что чувствуют дети, когда их оценивают ничего не значащими словами: Ты – великий артист! Ты – молодец. Ты такой заботливый. Ты блестяще учишься. И что дети чувствуют, когда слышат похвалу, которая подробно описывает их достижения - Ты сам застегнул молнию, повесил рубашку на плечики, завязал шнурки на ботинках. Как много разных дел ты смог сделать! Или: Ты стояла такая высокая и прямая, ты была такой величественной королевой, когда ты говорила, твой голос звучал на весь зал!; Мне было так приятно, когда я увидела эти красные сердечки, и желтые воздушные шарики, которые ты нарисовала, чтобы меня порадовать, мне очень приятно, когда я смотрю на них.

Но это еще не все.

К подобного рода описаниям можно добавить еще одно слово обобщающее сказанное раннее. Для ребенка это взрослое слово, но оно суммирует его дело и перед ним появляется новая перспектива. Это творческое увлекательное дело - сочинить точное слово и дать толчок развитию ребенка. Например:- Ты трудился больше часа, чтобы запомнить полный лист словарных слов. Вот это я называю настойчивостью;- Ты сказал что домой придешь в 5 часов и ты пришел минута в минуту. Вот это я называю пунктуальностью;Или: - Ты обнаружила что земля в цветах ;высохла и полила ее. Это я называю инициативой;А далее попробуйте сами: подберите слово, чтобы закончить фразу: - Я смотрю ты съел очень маленький кусочек торта хотя это твой любимый торт. Вот это я…;- Ты собиралась пойти на концерт, но когда все отменилось ты быстро переменила планы. Я это…;-Ты заступился за друга, хотя над ним смеялись другие дети. Вот это я называю…Нужно найти точное слово, которое отразит его с новой стороны: т.е. дать ему мгновенный снимок его самого. Очень интересное свойство в этом способе похвалы – связка: дело – способность. Главное услышать, увидеть и распознать и после произнести то что Вы видите и чувствуете. Со временем из таких описаний ребенок научится понимать, в чем же состоит его сила: Выявляет, что в комнате он может из хаоса сделать порядок. А из содержательной похвалы: как он делает и как у него получается; он узнает что может удерживать внимание аудитории; он способен быть пунктуальным; проявлять инициативу, иметь силу воли. Это все поступает в его  эмоциональный банк, и более не исчезнет оттуда. Уничтожить вы можете только слова, сегодня говорите: молодец, хороший мальчик. А на следующий день: ты негодяй или плохой. Вы не сможете стереть из памяти ребенка тот момент, когда он порадовал маму разноцветными шариками и сердечками; или пришел вовремя домой, и услышал что он пунктуальный. В этих обстоятельствах  в нем проявляется все самое лучшее, это и становиться для него ресурсом, к которому он сможет обращаться в будущем в минуты растерянности или сомнения. Это будет у него внутри и всегда с ним и сработает снова. А теперь задайте себе вопрос: а что мне нравится в моем ребенке? И начните охотится за такими моментами чтобы помочь вашему ребенку вырасти настоящим человеком!

 

При написании статьи использовался материал
 из книги как говорить чтобы дети слушали,
 - как слушать чтобы дети говорили






Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Еще уроки для Воскресной школы:

Урок воскресной школы.История о Рождестве

Игра Светофор.

Библейское занятие Самуил Анна